Фаянсовый завод в Саракташ

Фаянсовый завод в Саракташ Чкаловской области настоящее открытие для коллекционера. Благодаря редкому экспонату копилка знаний о ресторанной посуде пополнилась новыми знаниями...

Музей ресторанной посуды это не просто собрание тарелок на полках. Это изучение истории фарфоровых заводов, давно прекративших своё существование, но оставивших наследство. Поэтому, покупка на барахолке симпатичной тарелки за $1, малая цена для исследователя производства посуды в стране. Вложение сполна оправдало себя. Вместе с тарелкой получена ценная информация о неизвестной доселе Чкаловской области и фаянсовом заводе, расположенном там.

Так, клеймо рассказало, что в СССР существовала Чкаловская область (знали?), а в области — фаянсовый завод в Саракташ. Ок, завод вывезен в эвакуацию в пгт. Саракташ и название ему — Новгородский фаянсовый завод «Красный фарфорист». В соответствии с приказом партии, решено построить новый завод и начать выпуск продукции, как можно быстрее. Срок отводился с августа 1942 г. по декабрь 1942 г. В декабре производство должно давать на гора 500 тысяч глубоких тарелок и кружек. Да, всего два наименования: суповая тарелка для первых и вторых блюд, и кружка для компота.

История фаянсового завода в Чкаловской области

Не будем ходить вокруг да около. Завод запустился в 1944 году. И так, цитата: «К началу 1944 года на Саракташском фаянсовом заводе были построены главный производственный корпус, контора, конюшня, свинарник, склады для хранения горючего, дров, сена, овощехранилище, кухня-столовая. Все помещения были выполнены из самана, шлака, бутового камня и дерева. К февралю пострили обжиговую печь». Источник «Чкаловская Коммуна», 07.01.1944 г.

Да и дальше нельзя обойтись без первоисточника. «Предприятие работало дровах БАССР и торфе Саракташского района», «водоснабжение для питьевых и противопожарных целей обеспечивалось колодцем», сортировка, дробление и отсев поступающего сырья производились вручную, а «15 процентов списочного состава работников составляли возчики и конюхи, которые на быках, впряженных в подводы, возили со склада в сушильную камеру и обратно полукружки и тарелки». Когда читаешь такое, то сразу представляется артель в районе Гжели примерно в 19 веке. Тогда тоже топили печи торфом и возили продукцию на телегах.

Ну и продукция была соответствующего качества. Снова воспоминания очевидцев: «Бокалы и тарелки на фаянсовом заводе выходили кривоватыми и сероватыми, но по тем временам казались нам классными», делится впечатлениями местная жительница Р. Бурмистрова.

И вот на полке Музея та самая тарелка. Качество, конечно, оставляет желать лучшего. Но милый рисунок сделан вручную и добавляет нежности низкопробной продукции. Да и сама тарелка выглядит лучше многих других, сделанных в годы индустриализации и перестройки. Вот такой новый раритет пополняет коллекцию Музея ресторанной посуды. Вместе с большим приветом из Чкаловской области*, ныне Оренбургской.

* Чкаловская область (декабрь 1938 — декабрь 1957 гг.) в честь лётчика В. Чкалова, который там никогда и не был.

Мировая история тарелок в Музее ресторанной посуды

Авантаж: посуда для ресторанов ©