Сообщество коллекционеров ресторанной посуды

 Знаете ли вы, что в мире есть сообщество коллекционеров ресторанной посуды?
И это серьёзное дело. Ведь не так легко отыскать тарелки или другие предметы сервировки стола, которые были в обиходе, а потом могли исчезнуть или быть утилизированными.
Но тем не менее, азарт собирательства и интерес к истории мирового ресторанного дела объединил увлечённых людей. И благодаря которым есть возможность и остальным приобщиться к прекрасным экземплярам.
А посмотреть, действительно, есть на что. Ведь у сообщества коллекционеров ресторанной посуды имеются тарелки, датированные двумя столетиями назад и это образцы хорошего вкуса, качества и утонченного стиля.
Более того, кроме информации о фарфоровой фабрике-изготовителе, коллекционеры обязательно исследуют и место «работы» тарелки. Будь-то отель, загородный клуб, железнодорожная компания, круизное судно или ресторан. Если у декора есть автор, то изучают и творчество дизайнера.
И вот так, даже по одной тарелке, можно узнать, сколько мануфактур по производству ресторанного фарфора было в мире, чья посуда пользовалась наибольшим спросом, в каком году заводы были закрыты, куплены другими компаниями или здравствуют по сей день.
И, конечно, по тарелке отслеживается история места. Какие отели переоборудованы под жилые дома для малоимущих, кто расширил бизнес и построил на старом месте гостиницу в два раза больше, на месте какого ресторана проложили скоростное шоссе, а кому повезло сохранить предприятие и успешно работать до сих пор.
Уверяю вас, рассматривать посуду тех лет это необыкновенное занятие. С какой ответственностью, вниманием и любовью (а может, и требованием времени) отельеры относились к своему делу. Именная посуда, специально разработанные декоры, высокое качество фарфора, форма предметов... Как же всё достойно придумано и сделано!

Музей ресторанной посуды в Москве

Конечно, нельзя обойти вниманием и отечественный общепит, как дореволюционный, так и более поздних времён.
Простые белые тарелки «Ресторан» и «Общепит» знают многие. В места, где требовалось подчеркнуть величие страны, надписи делали на фарфоре ГДР, для остального общепита деколь наносилась на заводах в Дулёво и Вербилках. Фешенебельные рестораны тех времён накрывали столы именными тарелками, например, Метрополь, Центральный, Невский, Турист, Арбат. В деле был и Ленинградский фарфоровый завод, Завод имени Калинина в Конаково, фабрика «Сибфарфор», предприятие в Богдановичах, фаянсовый завод в Будах, фабрика фарфоровой посуды в Барановке (Украина).
Кроме того, на фарфоре со своим личным логотипом подавали еду в вагонах-ресторанах и кают-компаниях.
В санатория и пансионатах отдыхающим предлагались тарелки с названием места курорта, а посуда для столовых имела надпись «Столовая» и порядковый №.
Использовалась тарелка и для агитации. Например, советский человек, кушая обед, должен был знать, что:
  • «Общественное питание —  путь к социализму»
  • «Общественное питание — путь к новому быту»
  • «Общественное питание — под огонь рабочей самокритики»
  • «Общественное питание — подсобный цех производства»
  • «Через ударничество и соцсоревнование добьёмся улучшения работы столовой!».
Эти загадочные лозунги должны были стимулировать аппетит и заряжать во время еды на борьбу, победу и успех.
А в дореволюционное время посудой для трактиров занимались фабрики Кузнецова, Малаховский завод, завод братьев Корниловых, да и другие частные заводики, которых было огромное количество до поры, до времени. Но ни о какой цветной роскоши декора речи быть не могло, исключительно название в скромном размере.
Я отобрала вашему вниманию посуду из заграничных ресторанов разных эпох, как европейских, так и американских, английских, китайских мануфактур, сделанных по заказу роскошных отелей и ресторанов, находившихся на территории США в 19-20 веках, имеющих историческую и художественную ценность.
Елена Коннова
Читать другие факты об истории ресторанного дела здесь
Права на публикацию принадлежат Авантаж: Посуда для ресторанов